На отделе специального фортепиано — обучается 158 учащихся. Большинство преподавателей нашего отдела имеют Высшую квалификационную категорию, но особенно важно и дорого, что преподают на отделе и наши бывшие ученики, вернувшиеся к нам работать после окончания Высших музыкальных учебных заведений. Занятия с детьми начинаются с 6-7 лет, но также созданы группы дошкольного воспитания.
Обучение детей основывается на изучение лучших сочинений русской и зарубежной классической музыки от истоков, до музыки наших дней. Все это с ранних лет воспитывает в учениках грамотных слушателей музыки, они получают общую музыкальную культуру и эстетическое образование.
Мы внимательно относимся к каждому ребенку, выявляем его индивидуальность, преподаватели отдела создают особую атмосферу, позволяющую воспитывать во всех учащихся настоящих любителей музыки, а самые талантливые и трудолюбивые будут подготовлены к поступлению в специальные музыкальные колледжи.
Ежегодно учащиеся данного отдела выступают на крупных концертных площадках города и становятся лауреатами, дипломантами и призерами международных, всероссийских, городских и окружных конкурсов и фестивалей.
За годы работы отдел выпустил более шестисот учащихся. Часть наших выпускников выбрали музыку делом своей жизни и, продолжив свое образование в музыкальных колледжах и музыкальных ВУЗах, стали профессиональными музыкантами.
Сейчас наш отдел — это дружный коллектив единомышленников, которые безумно влюблены в свое дело. И только благодаря мастерству преподавателей, выпускники сохраняют в душе безграничную любовь и трепетное отношение к искусству.
За годы существования отдел струнных смычковых инструментов стал одним из ведущих в городе. Многие его учащиеся, избрав профессиональный путь, становились преподавателями музыкальных школ, училищ, высших учебных заведений, оркестрантами. Выпускники отдела становились сольными исполнителями как у нас в стране, так и за рубежом. «Выпускник нашей школы» — это всегда звучало как самое престижное признание качества полученной в детстве школы.
При получении призов на престижных международных конкурсах на вопрос: «В какой школе Вы обучались?», ответ – «В самой обычной, но в нашей» — звучал как самая большая похвала в адрес вырастивших конкурсанта педагогов. Наверное, нет в Европе детского конкурса, где бы ни выступали наши ученики, занимая почётные места, и это всегда было, прежде всего, большими педагогическими победами, высоко оцениваемыми коллегами различных стран.
Наши учащиеся в рамках отчётных концертов школы, классных концертов, играют в лучших концертных залах страны и за её пределами.
Библиотека — учреждение, собирающее и хранящее произведения печати и письменности для общественного пользования, а также осуществляющее справочно-библиографическую работу.
К созданию отдела духовых и ударных инструментов, первый директор школы С.Д. Позднеева сумела привлечь известных и авторитетных музыкантов. Таким образом в школе стали работать по совместительству преподаватель музыкального училища им. М.П. Мусоргского К.А. Пархоменко (труба), солист оркестра штаба Ленинградского военного округа И.И. Доценко (флейта), артист оркестра Театра оперы и балета им. С.М.Кирова Г.И. Страутман (тромбон).
Эти люди, являясь блестящими музыкантами, были ещё и педагогами по призванию.
Они стремились привлечь в свои классы, так называемых, «трудных подростков», а также они организовали в школе обучение детей- воспитанников оркестров воинских частей и военно-учебных заведений Ленинградского гарнизона.
Результаты профессиональной и подвижнической деятельности этих замечательных преподавателей проявились в очень короткое время: многих учеников отдела стали принимать в музыкальные училища ещё до окончания школы.
При переезде школы в 1967 году в здание на наб. Лейтенанта Шмидта, 31 отдел значительно увеличился, открылись классы кларнета ( преп. Сухоцкий А.А.), ударных инструментов (преп.В.М. Контрым), гобоя (преп. Г.Г. Боровецкая).
Начало 70-х годов ознаменовалось приходом на отдел молодых талантливых преподавателей – выпускников школы: Г.И. Страутмана сменил его ученик А.Т. Скобелев, а после скоропостижной кончины И.И. Доценко руководство школы предложило принять класс флейты его ученице, студентке консерватории И.П. Пименовой, которая, обладая не заурядным педагогическим дарованием, в очень короткий срок стала одним из ведущих преподавателей города, а в настоящее время её работа снискала заслуженную известность не только в нашей стране, но и за границей.
На рубеже 70-80х годов руководство школы и И.П. Пименова, к тому времени уже возглавлявшая отдел, пригласили на работу ряд преподавателей, деятельность которых способствовала тому, что отдел духовых и ударных инструментов прочно занял лидирующие позиции в городе. В школу пришли В.Г. Ефимов. (труба), Г.М. Мюллер (гобой), М.Ф. Пугачевский, (тромбон), Н.А. Гольм.(фагот),Г.А. Ермилов.(валторна), В.Л. Эскин (ударные инструменты), О.Г. Фролов и Ю.Н. Зюряев.(кларнет).
Тогда же В.Г.Ефимовым был создан полноценный духовой оркестр большого состава, выступления которого стали подлинным украшением не только концертов школы, но многочисленных культурных акций городского масштаба. Следует отметить ещё один важнейший аспект в деятельности духового оркестра: в течение ряда лет оркестр в летние каникулы выезжал в Краснодарский край, где проводил культурное обслуживание пионерских лагерей Черноморского побережья Кавказа.
И в последующие годы преподаватели сохраняли традиции и педагогические принципы, заложенные теми, кто стоял у истоков создания отдела. В настоящее время успешно работает уже третье поколение преподавателей – «ученики учеников», это, в частности, И.А. Левченко (флейта) и С.П. Зубарев (кларнет), который ещё в самом начале своей педагогической деятельности показал превосходные результаты работы, подготовив большое количество лауреатов и дипломантов различных конкурсов. И вполне закономерно, что С.П. Зубареву было предложено совмещать преподавательскую работу в школе с должностью методиста Учебно-методического центра Комитета по культуре Правительства Санкт-Петербурга.
Школа по праву гордится многими выпускниками отдела духовых и ударных инструментов, вот только некоторые из них: Х. Чинакаев – солист Заслуженного коллектива республики Симфонического оркестра Санкт-Петербургской Государственной филармонии, Заслуженный артист России. А. Скобелев — солист Российского Государственного симфонического оркестра, Заслуженный артист России, профессор Московской консерватории им.П.И. Чайковского. А. Беляев — солист Заслуженного коллектива республики Симфонического оркестра Санкт-Петербургской государственной филармонии, участник коллектива «Брасс-квинтет», лауреат международных конкурсов. Н. Попов — солист Российского Государственного симфонического оркестра, лауреат международных конкурсов. Э. Юсупов — солист оркестра Большого театра России, лауреат международных конкурсов. Е. Александров – ведущий артист труппы Санкт-Петербургского театра «БУФФ», шоумен, телеведущий, Заслуженный артист России.
Полувековая деятельность отдела духовых и ударных инструментов даёт все основания, надеяться, что и в будущем выпускники этого отдела впишут не мало достойных страниц в историю Санкт-Петербургской детской музыкальной № 11.
Расцветом популярности русских народных инструментов, в частности, баяна и аккордеона, в послевоенные годы, было обусловлено то, что класс баяна был открыт сразу с момента создания школы в 1957 году.
Первым преподавателем этого класса, положившего начало отдела, был Стернин А.Я.
Но детей, желающих обучаться на баяне, в те годы, было так много, что первый директор школы Позднеева С.Д. приняла мудрое решение открыть еще один смешанный класс баяна и аккордеона со следующего учебного года, несмотря на катастрофическую нехватку помещений. Так в 1958 году в школе начал работать известный педагог и исполнитель Кудрявцев А.З., а через 3 года на отдел был приглашен Вишняков Е.П.
Этих трех преподавателей можно с полным основанием назвать основателями отдела народных инструментов нашей школы; все они в творческом и человеческом плане дополняли друг друга и составляли одно целое: Стернин А.Я. был педагогом по призванию, для него никогда не существовало учеников «способных» или «неспособных». Он умел добиваться результата с каждым ребенком, уделяя каждому ученику массу времени, естественно, не только в рамках учебного процесса. Стернин А.Я. всегда жил проблемами каждого своего ученика, и всегда оказывал любому из них возможную помощь.
Кудрявцев А.З. был заметным музыкантом в 40-е – 70-е годы прошлого века не только в Ленинграде, но и в стране. В 1975 году он первым среди преподавателей музыкальных школ города был удостоен звания «Заслуженный работник культуры РСФСР». Благодаря авторитету Кудрявцева А.З. у отдела народных инструментов школы были многолетние творческие контакты с известными исполнителями, такими как Народный артист Украины профессор Ризоль Н.И. и квартет баянистов Киевской государственной филармонии, Народный артист Украины Бесфамильнов В., Заслуженный артист России Шаров О., Народный артист России Беляев Ю., Заслуженный артист России Кравцов Н.
Важнейшей заслугой Кудрявцева А.З. и всех педагогов отдела тех лет является создание оркестра баянистов. Этот коллектив долгие годы являлся гордостью не только школы, но и всего города. Оркестр с неизменным успехом выступал на многочисленных конкурсах и фестивалях, неоднократно снимался на Ленинградском телевидении, участвовал в так называемых «правительственных» концертах.
Для репертуара оркестра делал обработки Ризоль Н.И., специально писали произведения композиторы Ю. Зарицкий и К. Мясников.
ишняков Е.П. – уникальное явление в музыкальной педагогике. Незрячий с 15 лет, он, наряду с большой преподавательской деятельностью в школе, являлся солистом Ленконцерта, создал ряд интереснейших обработок народных произведений для готово-выборного баяна, активно способствовал внедрению этого инструмента в исполнительскую и педагогическую практику.
К сожалению, судьба отпустила Евгению Петровичу слишком короткий срок: перенеся два инфаркта, он ушел из жизни в неполных 40 лет.
1968 год является, в известном смысле, переломным в истории отдела народных инструментов. В этот год на отделе начала работать ученица Кудрявцева А.З. замечательный музыкант и педагог Кузнецова Т.Г.
Она являлась уже представителем новой формации преподавателей народных инструментов, которые считали возможным существенно раздвинуть репертуарные рамки этих инструментов, изменить исполнительскую технологию, что блестяще доказали своей педагогической и исполнительской практикой.
то те преподаватели, которые по инициативе Кузнецовой Т.Г. приглашались на временной основе работать на отделе, в частности: Кузнецов А.И. – в дальнейшем заведующий кафедрой Ленинградской консерватории им. Н.А. Римского-Корсакова; Мирек А.М. – доктор искусствоведения; Мишелович А.М. – в дальнейшем Заслуженный работник культуры России, с 1986 года возглавивший школу; Шаров О.М. – в дальнейшем профессор Санкт-Петербургской консерватории.
Можно сказать, что Кузнецова Т.Г. и ее коллеги – единомышленники в те годы создавали новую эстетику исполнительства на народных инструментах.
С 1993 года Кузнецова Т.Г. работает председателем предметно-цикловой комиссии Музыкального колледжа им. М.П. Мусоргского и много лет возглавляет бюро секции преподавателей народных инструментов Учебно-методического центра Комитета по культуре Правительства Санкт-Петербурга.
Преподаватели отдела народных инструментов школы воспитали много превосходных музыкантов, которые играют заметную роль в музыкальной жизни нашего города. Вот только некоторые из них: — Баланов Е. – главный дирижер ансамбля песни и пляски Ленинградского военного округа, Заслуженный артист России; — Шумратов В., Лукьянова Т., Яковлев А. – преподаватели Музыкального колледжа им. М.П. Мусоргского; — Ильин А. – солист Ансамбля песни и пляски Северо-Западного пограничного округа; — Латышев А., Телькунова А., Трутнева Л., Ерофеева Т., Парфенова О., Шивырялина И., Королева Л., Кириллова И., Смирнова И., Богданова А., Богданова М. – преподаватели различных ДМШ и ДШИ города.
В настоящее время на народном отделе работают следующие работают следующие преподаватели: Рыжкова Т.В., Заслуженный учитель России, Корзун Г.И., Лукьянова Т.О., Романова И.Н.
В школе вновь создан оркестр баянистов-аккордеонистов под руководством Рыжковой Т.В. Татьяна Васильевна – преподаватель по классу баяна-аккордеона, является участником и руководителем ансамбля учащихся и квартета преподавателей школы «Solita», ставшим лауреатом международного конкурса. Состав квартета: Светлана Насонова – флейта, Антон Поляков – гитара, Людмила Артамонова – фортепиано, Татьяна Рыжкова – кнопочный аккордеон. В репертуаре ансамблей и оркестра – произведения зарубежных, современных авторов, классика. За несколько лет работы в школе Рыжкова Т.В. зарекомендовала себя как высокопрофессиональный преподаватель, большой энтузиаст своего дела. Ансамбль и солисты ее класса неоднократно становились лауреатами различных конкурсов, в том числе международных.
Корзун Г.И. – преподаватель по классу баяна. Галина Игоревна специалист высокой квалификации, имеет большой опыт педагогической работы с детьми разных способностей, помогает поддерживать высокий профессиональный уровень отдела. За годы работы в школе Галина Игоревна подготовила лауреатов конкурсов, двое учащихся поступили в музыкальные колледжи им. М.П. Мусоргского и Н.А. Римского-Корсакова.
Лукьянова Т.О. – бывшая выпускница школы, лауреат международных конкурсов, одновременно является преподавателем колледжа им. М.П. Мусоргского. За время работы в школе проявила себя высокопрофессиональным преподавателем: подготовила лауреата городского конкурса (I место), два ученика ее класса поступили в музыкальный колледж им. М.П. Мусоргского. Татьяна Олеговна является лауреатом городского смотра-конкурса «Педагогические надежды».
Романова И.Н. – преподаватель по классу баяна-аккордеона, является концертмейстером оркестра.
Каждый преподаватель отдела имеет свой стиль работы. Главным критерием остается любовь и индивидуальный подход к учащемуся, уважение друг к другу, умение поддержать и разделить радость творческих успехов коллег.
Мишелович Александр Михайлович – директор школы и руководитель народного отдела, Заслуженный работник культуры России, в 2007 году награжден знаком «За гуманизацию школы Санкт-Петербурга». Многие из учеников Александра Михайловича стали лауреатами международных конкурсов или продолжили свое музыкальное образование в средних и высших учебных заведениях: Новиков М., Фролова Н., Идина Ю., Пакушина Т., Мешалкин С.
Благодаря усилиям Александра Михайловича приобретаются новые дорогостоящие инструменты лучших производителей, улучшается материально-техническая база школы.
Талантливый преподаватель и организатор, внимательный к людям, строгий, мудрый и справедливый, Александр Михайлович является продолжателем традиций, принятых в школе с момента ее основания, создавая особую творческую атмосферу, которая побуждает в людях желание работать с полной самоотдачей, испытывая чувство гордости за свою школу.
(слева направо): Лукьянова Т.О., Заслуженный учитель РФ Рыжкова Т.В., Руководитель отдела, Заслуженный работник культуры РФ Мишелович А.М., Корзун Г.И., Романова И.Н.
Класс электронно-музыкальных инструментов по специальности «Клавишный синтезатор»
впервые в Санкт-Петербурге был открыт в 2002 году в нашей школе по инициативе преподавателей Елены Артуровны Алексеевой и Глафиры Евгеньевны Ханиной.
В период становления этого класса на обучение поступали учащиеся, которые имели фортепианную подготовку. Позже в класс стали поступать учащиеся на параллельное обучение и прошедшие начальную подготовку в нашей дошкольной группе. Класс постепенно стал занимать видное место в учебном процессе школы.
Использование синтезатора дает возможность играть любым инструментом для озвучивания выбранного произведения. Можно даже исполнить духовым или симфоническим оркестром, а также самыми разнообразными элементами музыкальной этнографии и синтетическими звуками. Аранжировки, которые рождаются благодаря синтезатору, позволяют слышать музыку объемно, ярко, разнообразно и самобытно. И все это может сделать один маленький музыкант. Е.А.Алексеева и Г.Е.Ханина стали заметными фигурами в электронно-музыкальном направлении обучения детей. Их умение сочетать методику классического музыкального обучения и новые технологии позволило им стать специалистами, разрабатывающими интересные и развивающие направления тематических концертов. Ежегодные концерты классов синтезатора стали заметным и традиционным явлением в жизни школы. Что характерно, каждый концерт имеет свою концепцию и тематику, а сочетание электронного звучания с вокалом, с различными оркестровыми инструментами дает необычный, интересный эффект и очень тепло воспринимается слушателями.
С 2006 года класс электронно-музыкальных инструментов стал расширяться, по этому предмету стал работать еще один преподаватель — Юлия Александровна Соболева. Она является одним из немногих петербургских педагогов, работающих в области смешанного электроакустического ансамбля.
Работа преподавателей электронно-музыкального класса позволила их ученикам принимать успешное участие в различных фестивалях и конкурсах, в том числе международных.
В этот же период в издательстве «Нота» вышло в свет учебное пособие для синтезатора (совместная работа Е.А.Алексеевой с Г. Е. Ханиной) произведений Е.Сорокиной «Чижик» пьески-песенки на стихи Саши Черного для самых маленьких. Этот сборник является первым учебным пособием для электронно-музыкальных инструментов, созданным в Санкт-Петербурге.
Теоретический отдел ДМШ № 11 всегда отличался высоким профессионализмом, творческим потенциалом, беззаветной преданностью делу. Сплоченность коллектива, дружеская атмосфера, радость взаимопонимания всегда приносила желаемый результат-любовь к предмету, который обычно считается скучным и сухим, победы на композиторских конкурсах, теоретических городских олимпиадах, успехи на вступительных экзаменах в средние и высшие музыкальные заведения. У истоков теоретического отдела стояли Наталья Григорьевна Кабанова и Татьяна Ивановна Пискунова.В 1961 году начала работать Жанна Лазаревна Металлиди, в 1962 году Алла Исааковна Перцовская (ставшая в 1984 году руководителем отдела).В 70-е годы приходят Нина Федоровна Нестерова-одна их первых выпускниц школы, Анна Семеновна Казаринова, Наталья Борисовна Селиверстова. В 90-е годы Елена Юрьевна Столова и Татьяна Леонидовна Попова ( также выпускницы школы), Юлия Николаевна Демина, Эльвира Анатольевна Кельх. В 2002 году Нина Валентиновна и Всеволод Вадимович Кирпичниковы, Людмила Аркадьевна Ткачева ( выпускница школы).
В 1963 году Жанна Лазаревна становится членом союза композиторов.В 1989 году ей было присвоено звание » Заслуженный работник культуры Российской федерации».В 1994 году этого высокого звания удостаивается Алла Исааковна Перцовская.
Результатом совместных поисков и экспериментов явилась авторская методика сольфеджио Жанны Лазаревны Металлиди и Аллы Исааковны Перцовской. Она значительно отличались от прежних принципов обучения. Методика привлекала педагогов новым музыкальным материалом, который включал фрагменты из различных произведений авторов разных стран и эпох. Впервые в учебники включались сочинения учеников. Разнообразные задания » оживляли» сольфеджио, делали его увлекательным и доступным. На уроки педагогов-новаторов стали приезжать преподаватели из Петербурга и многих других городов. «За плечами» Жанны Лазаревны и Аллы Исааковны многочисленные выступления на Курсах повышения квалификации, открытые уроки, авторские концерты в Петербурге, Ленинградской области, Москве. За последние годы они побывали в более сотни городов России. На базе школы были организованы курсы повышения квалификации для преподавателей города Риги. (Какой год?)
» Молодеет» дошкольное отделение. В школу стали принимать малышей 3-4 лет. Эльвира Анатольевна Кельх создала уникальную методику развития музыкальных способностей юных учеников, С помощью стихов, песен, игр, творческих заданий, ритмических упражнений изучаются сложные теоретические темы, понятия, закладываются основы музыкальной грамотности, дети учатся слушать и понимать музыку. Приходят» учиться» на уроки в дошкольной группе к Эльвире Анатольевне и многие педагоги города.
Инициатором новых форм работы на уроках музыкальной литературы выступила Елена Юрьевна Столова. Ее уроки отличаются необыкновенной самобытностью. Сложный анализ подается в игровой форме, интересной и доступной детям с разными музыкальными способностями, что неоднократно было показано на методических выступлениях в Санкт-Петербурге, Вологде, Пскове, Архангельске. По инициативе Елены Юрьевны в школе были введены технические новинки того времени — видеомагнитофоны, облегчающие детское восприятие серьезной музыки. Елена Юрьевна с большой любовью собрала видеотеку, которая является «золотым фондом» нашей школы. Вместе с Эльвирой Анатольевной Кельх она организует для учеников «культпоходы» в Мариинский театр, в музеи города.
Педагоги музыкальных училищ неоднократно отмечали высокий уровень подготовки учеников школы по теоретическим дисциплинам. Многие из учеников занимали призовые места на городских олимпиадах по сольфеджио и музыкальной литературе. В 2002 году и 2006 году Учебно-методический центр доверил теоретическому отделу проведение городских олимпиад » Театр П.И. Чайковского в интерьере эпохи» и » Сказочный мир сольфеджио».
А.И. Перцовская много лет возглавляет теоретическую секцию городского методического бюро. Алла Исааковна и Елена Юрьевна (член бюро) принимали участие в составлении программ по сольфеджио, слушанию музыки, музыкальной литературе.
Уже несколько лет перед новым годом Э.А.Кельх и Е.Ю.Столова проводят веселые » Мандаринники»-соревнования по музыкальной литературе, на которых в увлекательных заданиях содержатся серьезные вопросы, требующие разнообразных знаний и умений.
Издательская деятельность отдела началась в 1979 году, когда Т.И.Пискунова написала одну из глав учебника по музыкальной литературе. В 1988 году в издательстве » Музыка» выходит первая совместная работа Жанны Лазаревны Металлиди и Аллы Исааковны Перцовской -сборник одноголосных диктантов, в 1989 году — двухголосных диктантов. В течение нескольких лет в издательстве «Композитор» издаются учебники для всех классов музыкальной школы, а также для дошкольной группы по уникальной авторской методике » Мы играем, сочиняем и поем». Анна Семеновна Казаринова (совместно с Осовицкой) издала замечательный учебник по музыкальной литературе » В мире музыки». Это — настоящая маленькая музыкальная энциклопедия, написанная с большой любовью к предмету. К юбилею Жанны Лазаревны Наталья Борисовна Селиверстова написала книгу «Монологи», а через несколько лет была написана вторая книга «Одиссея Ж. Металлиди». Интересно и увлекательно, замечательным литературным языком рассказывается о жизни и творчества Жанны Лазаревны. В 2006 году выходит в свет» Музыкальный детектив» Э.А. Кельх и Е.Ю. Столовой. Авторы предлагают ученикам и учителям по-новому взглянуть на музыкальную литературу. Нина Федоровна Нестерова — высокопрофессиональный педагог, многие годы увлекалась работой над ритмом. К юбилею школы она создала рабочую тетрадь «Раз, два, три, четыре, пять, начинаем мы считать». Интересные, разнообразные задания, несомненно, помогут ученикам и педагогам в развитии ритмических навыков. Новое поколение нашего отдела — семья Кирпичниковых. Нина Валентиновна постоянно ищет новые формы освоения музыкальных «премудростей». Всеволод Вадимович — талантливый преподаватель — покоряет учеников талантливым исполнением изучаемых музыкальных произведений.
Мы уверены, что отдел теоретических дисциплин будет сохранять свои традиции ещё многие годы.
Для уточнения информации звонить в кадровую службу по телефону +7 (347) 246-85-00